Я думаю, термин «фри-джаз» часто неправильно истолковывается. Люди думают, что играть «свободно» значит играть все что захочется.На самом деле каждый из главных композиторов фри-джаза изобрел свою собственную формальную систему. «Свободный джаз» означало «свободный от ограничений бибопа», но не свободный от ограничений вообще. Марк Рибо 21 мая 1954 года в Ньюарке родился Марк Рибо (Marc Ribot) – американский гитарист и композитор, студийный музыкант, звезда гитарного авангарда. В юности Марк увлёкся экспериментальной музыкой под влиянием своей тёти Роды Унгер (Rhoda Unger, впоследствии психолога и профессора Брандейского университета) и её мужа Мелвина, которые были дружны с эмигрантом из Гаити, афроамериканским гитаристом Францом Кассеусом. Именно его вдохновенная игра, наряду с пластинками "Rolling Stones", стала первым ярким музыкальным впечатлением мальчика. С 11 до 14 лет юный Марк берет уроки игры на гитаре у Кассеуса и играет в местной гаражной рок-группе. В 1977 году Марк переезжает в Нью-Йорк, где первые годы аккомпанирует выдающимся блюзменам и джазменам: Джеку МакДаффу, Уилсону Пикетту, Соломону Бурку, Руфусу Томасу, Карле Томас. Постепенно Рибо открывает для себя нью-йоркский downtown-авангард. Апологеты движения с радостью принимают в свои ряды бывшего панка, не отличающегося виртуозной игрой, но тонко чувствующего музыку, склонного к импровизации и свободного от стилевых предрассудков. С 1984 по 1989 годы Марк Рибо числится в рядах «The Lounge Lizards» *, тоже своего рода панков, исполняющих «фальшивый джаз». В это же время он становится постоянным гитаристом Тома Уэйтса, звучание гитары Рибо стало фирменным знаком лучших альбомов Уэйтса: «Rain Dogs» (1985) и «Franks Wild Years» (1987). Чуть позже примеру Уэйтса следуют такие звезды, как Элвис Костелло (гитара Рибо звучит на его дисках «Spike» (1989), «Mighty Like A Rose» (1991) и «Kojak Variety» (1995)) и Мэриэнн Фэйтфул (альбом «Blazing Away» (1990)). Но главным достижением Марка стала работа с одним из главных революционеров в джазе – саксофонистом Джоном Зорном. С 1994 года Рибо входит в состав его «Masada Guitars» – одного из самых экстремальных инструментальных проектов современности. Одновременно Марк Рибо начинает строить сольную карьеру, в которой проявляет себя не только гитаристом, но и композитором. В 1990 году с группой «Rootless Cosmopolitans» он записывает одноименный альбом. Из последующих работ особо стоит отметить джаз-роковый «Shrek» (1994), задумчивый «Saints» (2001) с каверами Альберта Эйлера, Леонарда Бернштайна и «The Beatles», а также пластинку «Muy Divertido!» (2000), записанную в рамках проекта «Los Cubanos Postizos». Кроме того, Марк пишет музыку для кино, импровизирует с Фредом Фритом, Майком Паттоном, «Medeski, Martin & Wood», Sun Ra и многими другими. Из последних работ Рибо нельзя не упомянуть триумфальное возвращение на альбоме Тома Уэйтса «Orphans» (2006), очередное посвящение Эйлеру «Spiritual Unity» (2005), записанное при участии легендарного басиста Генри Граймса, и новейший Masada-экстрим «Asmodeus: Book of Angels Volume 7» (2007) авторства все того же Зорна. Марк Рибо участвовал в записях со многими другими музыкантами – такими, как David Sylvian, Jack McDuff, Wilson Pickett, Arto Lindsay, T-Bone Burnett, Cibo Matto, Elysian Fields, Sam Phillips, David Poe, Allen Ginsberg, Foetus, Robert Plant & Alison Krauss, Susana Baca, The Black Keys, Stan Ridgway, Vinicio Capossela, Alain Bashung, Hector Zazou, McCoy Tyner, Madeline Peyroux, Marianne Faithfull, Леонид Федоров и другими. * Основателем джазового ансамбля «The Lounge Lizards» является Джон Лури - американский актер, музыкант, художник и продюсер. Антон Лосев При написании использованы материалы группы Marc Ribot (Марк Рибо). #MarcRibot #JazzCalendar #АнтонЛосев #FreeJazz #JazzGuitar #21MayJazz